AdventureTherapy.ru Приключенческая терапия
          Русский | English | 

Теория приключенческой терапии

Теория приключенческой терапии появилась на основе объединения имеющегося практического опыта и существующих психологических теорий. Большое влияние на современную теорию приключенческой терапии оказали работы Альберта Бандуры (Albert Bandura), Джона Дьюи (John Dewey), Курта Хана (Kurt Hahn), и Курта Левина (Kurt Lewin). Им также приписывают существенный вклад в основные теории эмпирического обучения (experiential education). Эмпирическое обучение является основной теоретической составляющей приключенческой терапии. Идеи и мысли Альфреда Адлера, Альберта Эллиса, Милтона Эриксона, Уильяма Глассера, Карла Юнга, Абрахама Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерса, Б. Ф. Скиннера, Фрица Перлза, и Виктора Франкла, привели к осмыслению значения приключенческой терапии. Приключенческая терапия, по сути, представляет собой когнитивный поведенческий и аффективный подход, который использует в своей основе базовые гуманистические и экзистенциальные теории, для достижения стратегических изменений личности на основе непосредственного опыта через решение сложных задач.

Однако эта теория не получила всеобщего признания. Большое количество вопросов до сих пор остается открытыми. Несмотря на важное значение, которое придается приключенческой терапии, как терапевтическому вмешательству, исследования в этой области ограничены уровнем сотрудничества и доверия со стороны участников. Полевые исследования терапевтических методов и степени влияния приключенческой терапии на изменение патологии не всегда являются абсолютно достоверными.

В ходе исследования часто возникают сложности с ответом на базовые вопросы: как, что, где, когда и с кем. Требуется дальнейшее изучение и разработка общих стандартов, требований к образованию и обучению для терапевтов, практикующих приключенческую терапию. В качестве ориентиров необходимо руководствоваться Я-концепцией и общепринятыми социальными нормами.

В проведенном глобальном анализе имеющихся статистических и эмпирических исследований в области приключенческой терапии было использовано 99 работ, охватывающих период в 25 лет. Из 99 найденных исследований, только 43 соответствуют критериям и пригодны для дальнейшего анализа. Многие из исключенных работ, представляли собой защищенные диссертации, которые, однако, по мнению авторов анализа, совсем не вписывались в область приключенческой терапии. Было использовано 43 исследования, представляющих терапию, абсолютно не совпадающую по формату, методам и целям лечения. Авторы заявляют, что ограниченное количество исследований пригодных для глобального анализа, является доказательством существующих сложностей в изучении программ приключенческой терапии.

Основной вопрос относительно приключенческой терапии – это ее эффективность. Возникшая в то время группа единомышленников утверждала, что прежде чем искать ответы на любые другие вопросы, необходимо дать ответ на вопрос, каковы же предпосылки, которые в конечном итоге влияют на эффективность приключенческой терапии. Эта группа утверждает, что только исследования, основанные на теории, а не на практических результатах реально имевшей место терапии, дадут ответ на этот вопрос. В исследованиях, основанных на практике, результаты являются источником для объяснения теоретической структуры приключенческой терапии. Исследования, ориентированные на практику, породили множество противоречивых выводов, которые путают теоретическую структуру и доказательства эффективности.

В своих исследованиях, посвященных приключенческой терапии, авторы напрямую обращаются к существующим психологическим теориям развития, для чтобы объяснить, усовершенствовать или проверить теории приключенческой терапии. Теории развития насчитывают свыше 400 форм терапии и связанных с ними практик, которые выросли из объединения различных психологических теорий. Когда результаты терапии связываются с существующими психологическими теориями и вписываются в одну из 400 форм терапии, невозможно однозначно вычислить степень влияния на результат именно приключенческой терапии.

Хотя на сегодняшний день проведено достаточно много исследований, и имеются многочисленные подтверждения положительных результатов, пока что нет полного понимания основных процессов, влияющих на исход и эффективность приключенческой терапии. Идет широкое обсуждение причин, по которым приключенческая терапия оказывается эффективной при лечении множества психических расстройств у детей, подростков и взрослых, в том числе описанных в DSM (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств, принятое в США). Ряд исследователей попытались объяснить суть основного процесса приключенческой терапии. Приключенческую терапию считают нетрадиционной терапией, которая позволяет участникам, не находившимся ранее в психотерапии, изучить свое психическое состояние и степень психического здоровья, с помощью нескольких теоретических аспектов:
1) использование традиционных методов психотерапии для создания общего контекста участников и терапевта,
2) поиск смысла физических и ментальных последствий деятельности участников,
3) окружающая среда должна быть подобрана с учетом планируемой деятельности,
4) участники адекватно воспринимают риск, стресс и беспокойство и в состоянии решать возникающие проблемы и переживать чувство общности, необходимое для создания обратной связи и моделирования поведения,
5) участники способны применить полученный опыт отношений и поведения в обыденной жизни,
6) терапевт работает с небольшой группой участников, и
7) выступает в качестве проводника, моделирующего поведение в соответствии с целями, направляет группу к адаптивной саморегуляции, основанной на соответствующем поведении.

Приключенческая терапия компенсирует дефицитарность в развитии трудных подростков и запускает процесс перехода к формальному операционному мышлению (formal operational thinking), которое достигается при помощи теории экспериментального обучения. Терапевт способен сделать приключение частью терапии. Теория приключенческой терапии описывает участника обучения как индивида, который достигает наибольших успехов за пределами классной комнаты, через решение сложных задач и контролируемый риск. Это способствует развитию социальных навыков путем переживания проблем группы смешанных с аффектом, познания, психомоторной активности и формального операционного мышления, рожденного через метафору. Эмпирическое обучение является приключенческой терапией, в том случае, когда деятельность планируется и является средством достижения индивидуальных целей лечения участников. Приключенческая терапия будет иметь более существенный положительный эффект, если группу ведет профессиональный терапевт, а не обычный инструктор. Очень важно, чтобы в группе приключенческой терапии участвовал клиницист, с помощью которого возможно распространение опыта приключения на другие аспекты терапевтического процесса.

Однако, Болдуин (Baldwin), Персинг (Persing) и Магнусон (Magnuson), отмечают, что большинство описанных положений, по сути являются "народными средствами", не имеющими достаточных эмпирических доказательств. Исследования приключенческой терапии, как правило, основывались на изучении результатов без построения теоретической структуры. Центром исследований, посвященных приключенческой терапии, должно стать тестирование и проверка теоретической структуры. Теоретическая структура приключенческой терапии должна быть изучена и документирована. Только когда будет создана и подтверждена теоретическая структура приключенческой терапии, можно переходить к обсуждению результатов.

Записаться в группу
Задать вопрос на Форуме

Новости портала AdventureTherapy.ru
Яндекс.Метрика